Пик Дибона, Франция

Текст и фото: Чугреев Илья


Если вас с первого взгляда покорила красота этой горы, то я расскажу вам, как до нее добраться и залезть на нее. В этой статье мои рекомендации и советы, больше похожие на развернутую инструкцию по применению.

 План и бюджет поездки

Прямым рейсом до Женевы, Турина или Лиона, в зависимости от того, куда дешевле. Билеты стоят в среднем 12000 рублей на одного за прямой перелет из Москвы туда-обратно. Далее, от того города, в который прилетите, можно добраться автобусом до Гренобля, потом  до Бур-де-Ойзанс, а оттуда до Л’Этаж. Цена за автобусы 56 евро туда-обратно до Гренобля, около 10 евро в один конец до Бур-де-Ойзанс и около 6 евро в один конец до Л’Этаж.


Бур-де-Ойзанс - небольшой провинциальный городок с милыми кафешками и ресторанчиками. Здесь можно найти пару небольших магазинов с outdoor снаряжением и большой супермаркет. Если надо что-то купить, то лучшего места не найти.

Л’Этаж -  совсем маленький населенный пункт из 4 домиков,  на въезде есть неприметный указатель и тропа, ведущая к хижине. По тропе до хижины идти налегке около 3 часов, набор высоты около 1200 м, тропа прекрасно видна даже ночью, но помните, что даже в июне здесь может лежать снег и придется его пересекать. Советую сразу обуться в  ботинки.

 

Проживание

Хижина находится на высоте 2740 м: свет есть, вода холодная, туалет на этаже, комнаты на 10- 15 человек, кровати с матрасами и одеялами.

Стоимость проживания  -  41 евро с двухразовым питанием. Завтрак скромный: разнообразные хлопья и домашнее молоко, хлеб, джем, чай и кофе. Зато ужин замечательный: первое, второе, и десерт (свежие эклеры привозят каждый день вертолетом). Если есть желание, можно готовить на своей горелке, для этого оборудована специальная кухня.

Отдельно расскажу о мадам Мартине - хозяйке приюта. Маленькая, хрупкая женщина, очень отзывчивая и заботливая, при этом строгая и четкая, инструктор по горным лыжам. Ее фотография есть в гайдбуке района и в музее альпинизма. В этом районе для нее нет ничего невозможного... Кстати, стоит связаться с ней заранее и  забронировать место в приюте, потому что место очень популярное.

Вообще, все работники приюта отзывчивы и всегда постараются вам помочь.

Дибона - скальный массив, но на подходе до ближайшего сектора стены может лежать снег, а на спуске - фирн (путь по спусковой тропе занимает около 40 минут), кошки можно взять мягкие и даже 4хзубые.

 

Маршруты

Маршрутов на Дибону много: известных, популярных и новых, еще не пробитых.

Самый популярный маршрут - это Visite Obligatoire, мультипитч из 12 веревок. Но все веревки неполные, средний уровень лазания 6а, ключ 6а+. Маршрут проходит по центру стены, очень ровный и красивый, стена гранит-монолит, кроме 12 оттяжек и того,  что нужно для пробитой станции, вам больше ничего не понадобится. Нормальное время прохождения от первой станции до вершины составляет примерно 6 часов.

Cara Airlines - недавно пробитый мультипитч на западной стене. Подход к нему лучше уточнить в хижине (кстати, там есть замечательный самодельный гайдбук). Подход недлинный, по снежнику, а маршрут короче остальных -  10 веревок, лазание 6а,  ключ 6б, много трения и хитрушек (маршрут классный, но ходится довольно редко).

Via Madier directe sud - маршрут пройден и назван, соответственно, в честь здешнего альпиниста, легендарной личности, умершего молодым.

Если вам хочется чего-нибудь не пробитого – пожалуйста, 14 веревок, средний уровень лазания 5+, ключ 6б.  

Начинается маршрут по отколу-трещине и проходит через туннель-пещеру по центральному сектору. Отдельный момент по ключу: выше полки на ключевой веревке вы увидите откол-карниз. В нем есть шлямбур -  не пропустите его!! Это крайний и выше на следующие метров 20 ничего нет. Ключ – раскрытая, не слишком удобная трещина, положиться возможно, но не слишком просто (камалоты 3й или 4й номер, двойной комплект). Некоторые поднимают сложность этой веревки до 6с+, но я не соглашусь с данным мнением.

 

Снаряжение

Теперь по железу. Вам понадобится набор закладок (можно уменьшенный), набор камалотов (можно не брать мелкие), а также оттяжки, петли, карабины. Готовьтесь к альпинистской 5а.

Спуск простой - два дюльфера по гребню по 25 метров, далее спуск с одновременной страховкой по косой полке и дальше вниз по снежнику  в обход бараньих лбов к хижине. В хижине на первом этаже висит фото дюльферного гребня.

Как я уже писал, хижина очень комфортабельная, можно обойтись без бивуака, но я  люблю спать в своем спальнике. У меня Alexika Mark 23 SB - очень интересная модель, рекомендую залезть на сайт производителя, посмотреть,  как и во что она трансформируется.

Скальники. Для скальных восхождений длиннее четырех веревок я всегда рекомендовал туфли Mythos La Sportiva, т.к. они комфортны и со временем идеально принимают форму ноги, в них можно долго находиться на стене, не испытывая дискомфорта, а также они хорошо стоят в трение. В этот раз я решил попробовать новые туфли. Мне приглянулись La Sportiva TC Pro. Во-первых, это высокие скальные туфли, хорошо закрывающие лодыжку – это дает ряд преимуществ. Например, голеностоп не повреждается при лазании по каминам и трещинам. Более высокий туфель четче сидит на ноге, что позволяет взять его большего размера, чем обычно, а значит, он будет меньше жать при длительном лазании. Во-вторых, модель TC Pro обладает более спортивной колодкой -  PD 55 (колодка модели Katana). Модель была для меня новая и возник вопрос: какой размер брать? С одной стороны, меньший - менее спортивный, с другой, больший – более комфортный… Я попробовал два размера и остановился на  42 (мой городской – 43). Туфель сидит плотно, но комфортно, можно идти в трение и по мизерам. На скалодроме вылез в них 6с, нареканий нет,  очень комфортно.

Кроссовки на подходы должны быть не ниже La Sportiva Bolder X,  но если возьмете их,  то берите гетры-гамаши, чтобы снег не попадал внутрь кроссовка.

Рюкзак небольшой (на восхождение подойдет один на двоих, покрепче). Я рекомендую Tasmanian Tiger Essential Pack.  

И самое главное - побольше позитива ;-)